Братишко Н.М.

22 января (12 янв. по ст. ст.)
СНЯТИЕ ОСАДЫ С ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ
(23.09.1608-12.01.1610)

400 лет со времени события

Троице-Сергиева лавра - величайшая святыня русского народа. Обитель, основанная Преподобным Сергием Радонежским, в самые тяжёлые для Родины дни была главной духовной опорой народа и государства. В смутное время, потрясшее наше Отечество в начале XVII века, осаждённая со всех сторон польско-литовскими захватчиками, обитель не дрогнула, не сдалась на милость врага.

В сентябре 1608 г. к стенам Троице-Сергиева монастыря подошло войско польско-литовских и немецких наемников во главе с Я. Сапегой. Его основу составляла конница, которую дополняли пехотинцы и полевая артиллерия. Пятнадцатитысячному профессиональному войску нападавших противостояло не более двух с половиной тысяч защитников крепости, среди них был лишь небольшой отряд стрельцов и троицких слуг, обученных ратному делу, остальные - монахи монастыря и крестьяне окрестных сел и слобод, укрывшиеся в монастыре со своими семьями. В осаде оказалось много женщин, детей и стариков. Тем не менее осажденные решительно отвергли предложение сдаться: «...И десяти лет христианское отроча в Троицком Сергиеве монастыре посмеется вашему безумству и совету», - ответили они посланцу польского воеводы Сапеги.

Оборона крепости Троице-Сергиева монастыря сыграла стратегическую роль в борьбе с интервентами: она способствовала освобождению Ярославской дороги, по которой в 1612 г. пришли войска и ополчение, освободившие Москву. Отстояв крепость, ее защитники не позволили интервентам превратить ее в препятствие на пути к освобождению Москвы, не допустили разграбления и поругания национальных сокровищ и духовных святынь русского народа, сберегаемых в монастыре.

Сергиева обитель осталась оплотом стойкости, нерушимости веры и патриотизма. После снятия осады архимандрит Дионисий рассылал из Троицкого монастыря письма с призывами встать на защиту Москвы и православной веры, которые помогали людям избрать истинный путь в бурных событиях смутного времени, что способствовало духовной консолидации народа, воплотившейся в создании ополчения.

Мы, потомки, не должны забывать о героизме и доблести русских людей, отстоявших независимость Родины.

  • Леонтьев Я.В. Роль воеводы Давыда Жеребцова в освободительном походе Скопина-Шуйского и снятии осады с Троице-Сергиева монастыря/Я.В.Леонтьев// Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России : материалы IV Международной конференции 29 сентября-1октября 2004 г. / сост.: Т.Н. Манушина, С.В. Николаева. - М.: «Индрик», 2007. - С. 40-47
  • Палагин, Ю.Н. Юбилейный 2010 год / Ю.Н. Палагин // Сергиевские ведомости. - 2007. - 13 апреля (№15). - С. 12.
  • Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде: Почтовая открытка:[альбом]/авт.-сост.:Т.Ю.Токарева,Н.В.Холодкова; пер.на англ.яз.В.Н.Эйлер.-М.:Интербук-бизнес,2009.-80с.:ил.-(Серия «Города России на рубеже ХIХ-ХХ веков в почтовых открытках»: основана в 1997 году)
  • Троице-Сергиев монастырь в истории русской Смуты: рек. аннотир. библиогр. указ. /отв.ред. Н.И. Николаева; ред. Л.К. Князева; сост. Л.В. Бирюкова; худож.- техн. ред. И.В. Грачёва. - Сергиев Посад, 2008. - 56 с.: ил.
  • Шватченко, О.А. Русские и иностранные современники об осаде Троице-Сергиева монастыря в 1608-1610 гг. /О.А. Шватченко // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России : материалы II Международной конференции 4-6 октября 2000 г. / сост.: Т.Н. Манушина, С.В. Николаева. - Сергиев Посад: «Весь Сергиев Посад», 2002. - С. 90-99.

Литография 1865 г. Осада Троицкой Лавры 1608 года 13 октября


Назад