Поручая своих иноков-героев Великому Князю святой старец сказал: «вот тебе, Княже, мои оруженосцы и послушники, а твои избранники!»

8 сентября
КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и монголо-татарских войск под началом Мамая
630 лет со дня события

На территории ТСЛ находится обелиск, установленный в 1792 году митрополитом Платоном, в ознаменование заслуг Троице-Сергиева монастыря перед Россией. На овальной доске, расположенной на южной стороне обелиска рассказывается как Сергий Радонежский поддерживал борьбу Дмитрия Донского за свержение татарского ига и «тому содействовал и молитвами и советом…и посланием на поле сражения двух иноков Пересвета и Ослябя, и писанием ободрительным при самом в бой вступлении».

30 лет со времени открытия памятной доски о Куликовской битве.

Слева от Успенских ворот ТСЛ находится памятная доска о Куликовской битве: «В 1380 г. Из Троице-Сергиева монастыря с войском князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликово поле отправились русские витязи Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Поединком Пересвета с ордынским воином началась Куликовская битва».

ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ПОБЕДЕ НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ

Новоскольцев А. Святой Сергий благословляет великого князя Дмитрия Донского перед походом против Мамая.

«Каждый ревновал служить отечеству: одни мечом, другие молитвою и делами Христианскими. Между тем, как юноши и мужи блистали оружием на стогнах Москвы, жены и старцы преклоняли колена в святых храмах; богатые раздавали милостыню, особенно Великая Княгиня, супруга нежная и чувствительная; а Димитрий, устроив полки к выступлению, желал с братом Владимиром Андреевичем, со всеми Князьями и Воеводами принять благословение Сергия, Игумена уединенной Троицкой обители, уже знаменитой добродетелями своего основателя. Сей святой старец, отвергнув мир, еще любил Россию, ее славу и благоденствие: Летописцы говорят, что он предсказал Димитрию кровопролитие ужасное, но победу - смерть многих Героев православных, но спасение великого Князя; упросил его обедать в монастыре, окропил святою водою всех бывших с ним Военачальников и дал ему двух Иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю, из коих первый был некогда Боярином Брянским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста на Схимах и сказал: «Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!». Димитрий выехал из обители с новою и еще сильнейшею надеждою на помощь Небесную». - Карамзин Н.М. История государства Российского. ХII томов в 4-х кн. Кн. 2. Тома IV-VI / Н. М. Карамзин; вступ. ст., коммент. к письмам А.Ф. Смирнова; сост., коммент., указатель А.М. Кузнецова. - М.: «РИПОЛ-КЛАССИК», 1998. - С. 221-222

«…Перед выступлением из Москвы великий князь отправился в Троицкий монастырь, недавно основанный св. пустынником Сергием, о котором было уже раз упомянуто в рассказе о нижегородских событиях; Сергий благословил Димитрия на войну, обещая победу, хотя соединенную с сильным кровопролитием, и отпустил с ним в поход двух монахов - Пересвета и Ослябя, из которых первый был прежде боярином в Брянске, и оба отличались в миру своим мужеством. Оставя в Москве при жене и детях воеводу Федора Андреевича, Димитрий выехал в Коломну, куда собралась огромная рать, какой прежде никогда не видывали на Руси, - 150000 человек!». - Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. II. Т.3-4.История России с древнейших времен /Отв.ред.:И.Д.Ковальченко,С.С.Дмитриев.-М.:Мысль,1988.-С.275-276

«Имя преподобного Сергия неразрывно связано со знаменитой, решившей судьбу России, Куликовской, или Донской, победой Дмитрия Ивановича над Мамаем. Ожидая страшного нашествия хана, великий князь всего более возлагал упование на милость Божию, причем преподобный Сергий был его усерднейшим споспешником. Еще за год до нашествия Государь основал руками преподобного монастырь, чтобы собрать в него нарочитых молитвенников о победе над врагом (Стромынский, или Дубенский, в честь Успения Божией Матери, находившийся в 50 верстах на северо-восток от Москвы, при селении Стромыни, на речке Дубенке, впадающей в реку Шерну, приток реки Клязьмы, в настоящее время несуществующий). Отправляясь на битву с ханом, Дмитрий Иванович в сопровождении князей, бояр и воевод приезжал к преподобному Сергию в его монастырь, чтобы помолиться вместе с ним о победе и получить от него напутственное благословение. Великий князь приезжал к преподобному наспех - за день или в самый день своего выхода из Москвы против неприятеля (он был у Сергия 18 августа, а 20 августа он выступил уже не из Москвы, а из Коломны), так что хотел отбыть из монастыря тотчас по окончании преподобным молебствования, тем более что во время пения преподобным молебна к нему (государю) пригоняли вестники с докладами о движении неприятеля и с предупреждением торопиться. Но преподобный, обнадеживая великого князя помощью Господа Бога и Пречистой Богородицы, умолил его есть хлеба в монастырской трапезе. По окончании трапезования он благословил великого князя крестом и окропил святою водою и снова обнадежил помощию, милостию и славою от Господа Бога, Пречистой Богородицы и всех святых. Великий князь начал просить у преподобного двух его монахов - Пересвета и Ослябу, которые, принадлежав в миру к сословию воинскому, были ведомые всем ратники великие, и богатыри крепкие, и люди весьма смысленные к воинскому делу и наряду. Преподобный повелел монахам тотчас же готовиться в путь, а они со своей стороны от всей души изъявили готовность сотворить послушание. Вместо шлемов тленных он возложил на их головы шлемы нетленные - святую схиму с нашитыми на ней крестами - и заповедал им крепко поборать по Христе на врагов Его. После сего он еще благословил крестом и окропил святою водою великого князя, всех князей, и бояр, и воевод его и еще сказал ему: «Господь Бог будет тебе помощником и заступником, Он победит супостатов твоих и прославит тебя». Страшно было войско, приведенное Мамаем для битвы: оно простиралось до огромного числа - четырехсот тысяч человек. Когда Русские увидели несметные полчища Татарские, то многие из них объяты были невольным страхом. Но преподобный Сергий прислал на поле битвы своего борзоходца со своею благословенною грамотою, в которой писал великому князю: «Без всякого сомнения, Государь, иди против них и, не предаваясь страху, твердо надейся, что поможет тебе Господь». Во время битвы, при начале которой славно пожертвовал жизнию один из двух Сергиевых иноков-воинов, именно Пересвет (выступивший на единоборство с Татарским богатырем и павший вместе с сим последним), преподобный со своей братией усердно молился Богу о даровании одоления на поганых нашему воинству и, видев ход битвы духовными очами, возвестил братии при ее конце, что Господь даровал преславную победу великому князю. По возвращении в Москву с битвы Дмитрий Иванович не замедлил предпринять поездку к преподобному Сергию, чтобы благодарить его за данный им совет противостать Мамаю и за его молитвы и чтобы совершить с ним поминовение убиенных на брани воинов. Епифаний говорит об этом посещении Дмитрием Ивановичем преподобного Сергия: «И не замедлено (по возвращении в Москву) прииде (великий князь) к старцу святому Сергию, благодать (благодарность) воздая ему о добром совещании и всесилнаго Бога славяше и о молитвах благодаряше старца и братию, в веселии сердца бывшая вся исповедаше, како возвеличи Господь милость свою на нем, и милостыню многу в монастырь вдасть». О поминовении убиенных воинов пением заупокойной литургии и панихиды говорят сказания о Мамаевом побоище. Создав руками Преподобного Сергия монастырь при испрошении победы на врага, великий князь создал теперь в благодарение Богу за дарованную великую победу руками того же преподобного другой монастырь (Дубенский Шавыкинский, или Дубенский, что на острову, также в честь Успения Божией Матери, находившийся в 40 верстах на северо-запад от Троицкого монастыря, на реке Дубенке, впадающей в Дубну, в настоящее время также несуществующий).» - Голубинский Е.Е. Преподобный Сергiй Радонежскiй и созданная имъ Троицкая Лавра. Жизнеописанiе Преподобного Сергiя и путеводитель по Лавре /Е.Е. Голубинский; сост. и ст. доп. М.Б. Данилушкиной. - Изд. 3-е, с новыми доп. - СПб, 2007. - С.61-66

  • Азбелев С.Н. Троицкий монастырь и Сказание и Мамаевом побоище/С.Н.Азбелев//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России : материалы V Международной конференции 26 сентября - 28 сентября 2006 г.- Сергиев Посад: Ремарко, 2009. - С.103-112
  • Древнерусская литература /Сост., предисл. и коммент. М.П.Одесского.-М.:Слово/Slovo.-2001.-С.460-467
  • Древнерусская литература .-М.:Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.-С.167-183
  • Палагин Ю.Н. Зарубежные писатели ХIV-ХХ веков о Сергиевом Посаде: Ч.II : из книги «Русские и зарубежные писатели ХIV - ХХ веков о Сергиевом Посаде».-Сергиев Посад: «Все для Вас Подмосковье»,2004.-С.15-18
  • Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.-М.: «Инфорест Принт».-2003.- С.14.

Соколова М.Н. Благословение преподобным Сергием Великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Роспись Серапионовой палаты. ТСЛ. 1949.


Назад